Тахограф. Повысится ли безопасность автомобильных перевозок?

Вот и наступил крайний срок вступления закона в силу. Все ли успели установить тахографы? Нужны ли они вообще? И с какими проблемами столкнулись фирмы-грузоперевозчики? На эти и на многие другие вопросы мы постараемся ответить в нашей статье.
Оснащение транспортных средств контрольными бортовыми устройствами должно производиться в соответствии с
— ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 № 196-93;
— ст.8 ФЗ от 24.07.1998 №127-ФЗ;
— Постановлением правительства РФ от 23.11.2012 № 1213;
— Приказом от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащенных тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Штрафные санкции в случае отсутствия тахографа:
– с 1 июля 2014 г. – грузовые автомобили максимальной массой более 15 тонн, предназначенные для междугородней перевозки грузов;
– с 1 сентября 2014 г. – остальные грузовые автомобили максимальной массой более 12 тонн;
– с 1 апреля 2015 г. – грузовые автомобили с максимальной массой от 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Начнем, пожалуй, с того, что такое тахограф.
Тахограф — контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств, предназначенное для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей и членов экипажа.

Специалисты убеждены, что оборудование транспортных средств тахографами повысит безопасность автомобильных перевозок на междугородных и межобластных маршрутах, поскольку уменьшится количество ДТП, возникающих из-за переутомления водителей. Тахограф регламентирует остановки транспортного средства в обязательном порядке от 15 мин. или 45 мин., позволяющие водителю отдохнуть, поесть и даже сделать гимнастику.
Скорее всего, это должно снизить уровень ДТП в нашей стране. После установки тахографов уровень аварий в Европе снизился на 30–40%. Понятно, что возможно подорожание каких-либо услуг. Но жизнь людей — самое главное.
Сейчас рынок рекомендует использование цифровых тахографов, которые четко фиксируют появление водителя на рабочем месте, остановку транспортного средства, скорость движения и т.д.
Поскольку тахографы используются при международных перевозках и контролируются на территории различных стран, а эксплуатируются водителями различных национальностей, то прибор имеет наднациональный интерфейс общения: в тахографе используются пиктограммы, а не национальный язык того или иного государства. Пиктограммы — это графические изображения режимов работы, событий и команд, которые позволяют пользователю управлять прибором, даже не зная языка общения, установленного в данном приборе ранее.

Но на деле пока что должным образом оснащено тахографами не более 20% транспортных средств. Это «удовольствие» не из дешевых. В среднем импортный тахограф и его установка обойдется Вам около 35 000 рублей. А за его отсутствие или нарушение правил его работы водителям грозит штраф от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, владельцам транспортного средства — 5-10 тыс. рублей. То, наверное, лучше всё-таки его установить.
Многие водители в погоне за большей заработной платой и желанием скорее выполнить свой заказ порой перерабатывают. А это отрицательно сказывается не только на них самих, но и на сохранности груза. Превышая скорость, можно повредить хрупкие товары, и куда страшнее попасть в ДТП или уснуть за рулем.

Целью внедрения системы контроля режимов труда и отдыха с применением цифровых тахографов является повышение безопасности дорожного движения за счет более точного контроля за работой водителей. Также цифровой тахограф в сравнении с аналоговым более защищен от вмешательств в его работу и от каких-либо манипуляций. Незаконное изменение данных, зарегистрированных цифровым тахографом, практически невозможно.
Поэтому те перевозчики, кто защищает свой бизнес от простоя транспортных средств по причине их дооснащения тахографами, уже сейчас обеспокоены установкой требуемого тахографа. Важно, чтобы тахограф был именно такой, который предписан законодательством, а не тот, который залежался на складе мастерской или производителя. Почему это важно учитывать именно перевозчику? Да потому, что ответственность возложена именно на него, а не мастерскую, производителя, продавца и прочих участвующих в процессе лиц.
К примеру, «Транскомпани» не за что переживать, все авто оснащены тахографами с самого начала, и поэтому стоять в очередях и тратить дополнительные деньги на установку не потребуется. Ведь они с первого дня существования заботятся о сотрудниках и клиентах.

Есть два вида тахографов: аналоговые и цифровые. Первые из них устанавливали до 2010 года. Срок их работы неограничен, за исключением выхода из строя или списания автомобиля. После 2010 года разрешается монтировать только цифровые тахографы, поскольку аналоговый аппарат не позволяет контролировать маршрут.

Такое внимание к цифровому тахографу объясняется тем, что он считается самым надежным. Он описывается как устройство, которое невозможно вскрыть, и нельзя изменить записанную на нем информацию. Все данные переносятся на индивидуальную карточку шофера и отсылаются на главный сервер автотранспортной компании.

В Испании всего лишь за некорректный ввод данных в тахограф можно заплатить 400 евро штрафа. Если же у перевозчика отсутствуют регистрационные листки или вовсе нет тахографа, то это карается суммой до 6 тысяч.
В последнее время тахографами стали называться такие устройства, которые таковыми не являются с точки зрения законодательства. Список одобренных тахографов вы можете посмотреть на сайте Министерства транспорта РФ (см. приложение). Специфика ситуации в том, что некоторых одобренных моделей нет в продаже, зато существует огромное количество устройств, которые продавцы называют тахографами, но они не имеют разрешения на эксплуатацию на территории РФ (а тем более Европы).
В завершение можно было бы сказать, что выбор за вами, устанавливать или нет, переживаете за свою безопасность или нет.
картинка в статью_red.jpg

Цифровые устройства контроля за режимами труда и отдыха водителей, прошедшие процедуры обязательной сертификации в соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств»